Предлагаю порассуждать о процессе "настаивания" и определиться, нужно ли. И если да, то когда, сколько "настаивать" и как это работает.
А то 100500 тем, где оно упоминается и нет какого-то централизованного FAQ-а или развенчания мифов.
Alchemist1.jpg
Кстати, предлагаю термин "выстаивание", которое употребляется, например, у некоторых старых парфюмеров и более точно передает суть:
Настаивание - совсем неправильно, если, конечно, Вы не помещаете в замес дубовые опилки или другое твердое сырьё.Выстаивание — процесс химического взаимодействия компонентов композиций между собой и со спиртом, в результате которого запах жидкостей становится цельным, гармоничным (закругленным)
Рассмотрим разные объяснения процессов, происходящих при выстаивании.
1) Молекулам аром нужно хорошенько перемешаться с молекулами основы, и вот за неделю они достаточно полно перемешаются (продиффундируют).
Невероятно. В подавляющем большинстве случаев мы имеем на входе жидкости, прекрасно смешивающиеся друг с другом (ПГ/ВГ и ароматизатор(ы), растворимые и уже растворенные в ПГ). Достаточно одного энергичного встряхивания, чтобы в любой капле замеса было столько же молекул всех ароматизаторов, сколько в любой другой капле в этой же емкости.
Если же у вас какая-то элитная натуральная арома, содержащая, например, эфирные масла и стабилизаторы, выстаивание даст противоположный эффект - жидкость может расслоиться, но никак не более качественно "замешаться".
2) Вещества ароматизаторов (кетоны, альдегиды, эфиры) частично реагируют друг с другом и облагораживают замес при выстаивании.
Маловероятно. Большинство компонентов аром не могут реагировать друг с другом при комнатной температуре и без катализатора. Разумеется, мы не знаем состава всех аром, употребляемых нами, но стоит задуматься - если бы таковые реакции непредсказуемо происходили, они с одинаковым успехом могли бы и "испортить букет", и его "облагородить". Но на форуме не сложилось никакого списка аром, которым выстаивание в смеси вредно.
3) При выстаивании частично окисляется никотин в основе, что придает приятный запах и "придает глубину" замесу.
Очень вероятно. Не могу сходу сказать, насколько компоненты аром могут участвовать в окислении (как мне видится, они обычно не обладают выраженными окислительными свойствами, если в арому не добавлена для "кислинки" какая-то кислота). Но никотин окисляется кислородом воздуха, и на это, конечно, влияет время "соприкосновения" с атмосферным воздухом и постоянное перемешивание жидкости. Поскольку 99% адептов настаивания сходятся на том, что выстаивание полезно именно для никотинсодержащих жиж с несколькими аромами, то п. 3 кажется наиболее вероятным - выстаивание, получается, стоит производить только при наличии никотина и при наличии какого-то "букета" ароматов, которые стоит "облагородить" (закруглить).
4) "Выветривание" резких запахов при отстаивании жижи. По аналогии с "высокой нотой" в парфюмерии, где аромат может казаться резким сразу после нанесения на кожу.
5) Банальное самовнушение и психофизиология. Эффект ожидания, а также "стирание" из нашей "оперативной памяти" запахов, которые наш мозг "записал" при замесе. Эти "запомненные" компоненты (а мало ведь кто делает замес в вытяжном шкафу) "разваливают" на части букет нашего замеса.
Имхо, вероятно в том числе. Особенно самовнушение для тех, кто чувствует значительное улучшение безникотиновой жижи с одной аромой после выстаивания.
6) Торсионные поля, индийский факир, курочка - невидимка, etc... ?
Если тема будет вызывать интерес, буду редактировать шапку, если будут появляться новые крупицы истины.
В том числе добавлю практические выводы для желающих настаивать - температура, ультразвук, мешалка, ритуальные танцы у костра и проч.
TODO - Эксперименты, которые стоило бы провести на сегодняшний день:
1) Сделать замес в обычной емкости и выдержать его 6 дней. На 6-ой день сделать такой же замес и вылить его в чашку Петри или любую другую плоскую емкость, чтобы жидкость соприкасалась с воздухом на достаточно большой площади. Емкость прикрыть. Через день сравнить 7-дневный замес из пузырька и однодневный из плоской емкости.
Смысл: Если решающее влияние оказывает соприкосновение с воздухом (окисление никотина, выветривание резких нот), то увеличение площади соприкосновения даст те же эффекты "облагораживания" за значительно более короткие сроки.